В интернете сделать это куда проще, чем кажется: запостил картинку, запустил объявление в таргете, и вдруг в личку прилетает гневное сообщение от правообладателя. Хорошо если он попросит просто удалить, а так ведь и до суда может дойти.
Страшновато стало? Вот и у Republic когда-то были свои грабли. Теперь-то мы подкованы и точно знаем, что можно, а чего нельзя.
Для начала определимся, что такое реклама?
Реклама – это информация, которая адресована широкому кругу лиц, независимо от вида и способа размещения, с целью привлечь внимание к рекламируемому товару (услуге) для продажи или продвижения на рынке.
Для чего вообще такой закон придумали?
Чтобы исключить недобросовестную конкуренцию и защитить потребителя от вредной рекламы. Вредная реклама – это та, которая вводит в заблуждение и наносит осязаемый вред имуществу или здоровью:
- Некорректное сравнение с конкурентами либо использование данных, которые порочат репутацию конкурентов. Просто нельзя. По этой причине «дорогой порошок» в рекламе 90-х всегда был безликим.
- Использование в рекламе информации о продукте, которая не соответствует действительности. Короче, нельзя врать.
- Нарушение авторских прав при создании рекламы (фото-, видеоматериалы и т.д.). Да, вот он краеугольный камень интернетовских недоразумений.
Что является рекламой в соцсетях?
Публикация от имени компании о продукте, услуге, работе. То есть, если у вас коммерческое сообщество в соцсетях, и вы пишете там посты о своём деле, то с точки зрения закона это тоже реклама. Хотя есть нюансы.
Так рекламой в соцсетях не считаются:
- Информационные публикации, которые содержат, например, информацию о времени работы компании, список открытых вакансий.
- Развлекательные материалы, не связанные с деятельностью компании;
- Прочие посты с информацией, которая не имеет отношение к деятельности компании.
За всё остальное мы несём полную ответственность перед законом «О рекламе». Особенно за рекламные объявления.
Что точно нужно знать?
Когда запускаете рекламу ещё раз проверьте, чтобы изображения, видео и музыка имели официальное разрешение на использование в коммерческих целях.
Во факту любая фотография – это чья-то интеллектуальная собственность, даже если она выложена в интернет. Использовать её на законных основаниях можно только с письменного разрешения владельца, что проблематично.
Нарушением авторского права считается использование:
- фотографий людей из интернета;
- музыки и текстов песен;
- фотографий известных личностей;
- изображений из фильмов и скриншотов интерфейсов игр;
- названий игр и фильмов;
- названий брендов (если их деятельность пересекается с вашей);
- в некоторых случаях фасадов коммерческих зданий.
С последним есть нюанс. Например, вы сфотографировали фасад торгового центра. Фотография – ваша интеллектуальная собственность, и всё должно быть в порядке. Однако на фасаде оказались видны вывески других брендов, которые не давали разрешение на их использование в чужой рекламе. Поэтому публиковать такую фотографию в рекламных целях уже нельзя.
Тогда что делать?
Чтобы не нарушить случайно закон «О рекламе», используйте собственные «чистые» фотографии, изображения со свободных фотостоков и свои макеты. Основу для макетов можно взять на тех же фотостоках. У всех размещённых там фотографий есть разрешение на использование. И, конечно, никогда не приукрашивайте свойства своего товара и не сравнивайте его с другими брендами.